На
счету Ferrari более 5000 побед в различных гонках. 45 чемпионатов Formula-1.
562 этапа, из них 106 выигранных. 115 поул-позиций, 122 рекорда круга, 8
Кубков конструкторов. 9 чемпионских титулов. Более 60 моделей болидов. Все
это заслуживает отдельного разговора. А есть еще автомобили класса Gran
Tourismo, автомобили серии IMSA и спорт-прототипы Ferrari… Но о них в
следующих номерах. Сегодня — только Formula.
В этом
году автомобильный мир отдает дань памяти основателю знаменитой итальянской
фирмы. Всю свою долгую жизнь он бескомпромиссно боролся за победу — и когда
был гонщиком, и когда возглавлял гоночную команду, и когда создавал свои
собственные автомобили.
История
немногих фирм настолько тесно связана с жизнью ее основателя, как история
Ferrari. Начиная с 1946 г., когда была спроектирована первая машина, все
технические и коммерческие решения принимались Энцо Феррари (Enzo Ferrari).
Он
родился 18 февраля 1898 года — всего за 13 лет до этого появился двигатель
внутреннего сгорания. Отец Феррари был владельцем расположенной на окраине
Модены металлообрабатывающей мастерской. Комната, в которой Энцо жил вместе
со своим старшим братом Альфредино, находилась как раз над ее помещением. В
автобиографической книге «Мои жуткие радости» Феррари вспоминает, как их с
братом будил по утрам стук молотков. Здесь Энцо получил первые
профессиональные навыки.
В 1908
году отец взял младшего сына в Болонью на автогонки. До этого Энцо жадно
прислушивался к разговорам отца и старшего брата о гонщиках и соревнованиях.
Наибольшее впечатление произвели на Энцо не автомобили, а спортсмены —
Винченцо Лянча (Vincenco Lancia) и Феличе Назаро (Felice Nazzaro). 10-летний
Феррари долго не мог решить, кем он станет — оперным певцом, спортивным
журналистом или автогонщиком. От первой профессии пришлось отказаться из-за
полного отсутствия слуха и голоса. А вот второе желание удалось частично
осуществить. Когда Феррари был менеджером гоночной команды, он ежегодно
выпускал информационный бюллетень. Затем написал и несколько
автобиографических книг.
Энцо
так и не получил систематического технического образования.
В
мемуарах он пишет, что в отличие от брата-отличника грызть гранит науки не
любил. Хотя отец хотел, чтобы сыновья получили высшее инженерное
образование, Энцо решил поскорее покончить с учебой и начать самостоятельную
жизнь.
В
начале 1916 года умер от пневмонии отец, а спустя несколько месяцев и
старший брат. Вскоре Энцо был призван в горную артиллерию. Командир поручил
ему ответственную работу — подковывать мулов, служивших чуть ли не
единственным транспортом в горах. Через несколько месяцев Энцо тяжело
заболел и после длительного лечения демобилизовался. Он отправился в Турин,
где рассчитывал получить работу на заводе FIAT — в кармане лежало
рекомендательное письмо командира части. Полный надежд Энцо вошел в кабинет
инженера Диего Сориа, в ведении которого были кадровые вопросы. Тот вежливо
объяснил, что FIAT не столь большой концерн, чтобы принимать всех ищущих
работу демобилизованных солдат. Феррари вспоминает: «Стояла очень холодная
зима. Оказавшись на улице, я почувствовал, как одежда примерзает к телу.
Пройдя через парк Валентино, я сгреб снег со скамейки и сел. Я был один,
отец и брат покинули этот мир. Сломленный одиночеством и отчаянием, я
заплакал. Много лет спустя, в 1948 г., после победы Соммера в первой
послевоенной гонке на Большой приз Турина на 12-цилиндровом Ferrari, я сидел
на той же самой скамье. Слезы, которые я пролил в тот день, были совсем
другие».
Вскоре
Энцо все-таки нашел место водителя на небольшой фирме, переделывавшей легкие
грузовики Lancia в легковые автомобили, потребность в которых возросла после
окончания войны. Тогда же он познакомился с Уго Сивокки (Ugo Sivocci), также
мечтавшем о карьере автогонщика. По совету Сивокки Феррари перебрался из
Турина в Милан на фирму CMN (Construzioni Meccaniche Nazionali),
занимавшуюся монтажом 3-литровых 4-цилиндровых двигателей Isotta Fraschini
из довоенного запаса на новые шасси собственного производства. Сначала Энцо
был водителем-испытателем, затем давняя мечта сбылась — он стал гонщиком.
Боевое крещение Феррари получил в 1919 году за рулем CMN в соревнованиях по
подъему на холм и в знаменитой Таrga Florio, где занял 9-е место. "Когда моя
машина, преследуемая двумя другими, приблизилась к городку Кампофеличе,
дорогу нам преградили 3 карабинера. Пришлось остановиться и спросить, в чем
дело. Все в порядке, ответили они. Просто вы должны подождать, пока
президент закончит речь. За поворотом была видна толпа, слушающая
выступление президента Италии Витторио Эммануила Орландо. Мы пытались
протестовать, но безуспешно. Речь тянулась и тянулась… Когда она наконец
закончилась, мы, проявив изрядную настойчивость, получили благосклонное
разрешение занять место в хвосте президентского кортежа. Так мы и тащились
несколько миль за большим черным лимузином De Dion Bouton и рванулись к
финишу только после того, как он свернул на боковую дорогу. Когда мы наконец
добрались до финиша, хронометристы и зрители уже уехали последним поездом в
Палермо. Карабинер, вооруженный будильником, записал время, округлив его до
целых минут: «Вот так, не больше, не меньше!». |