К
чести новозеландца Брюса Макларена, надо отметить, что он решил не
покупать шасси, а поручить его создание Робину Херду. Непростой
задачей стала перестройка мотора "Форд", чей объём пришлось
уменьшать с 4,2 до 3,0 литра. В результате, первые два года
принесли команде только шесть очков, но после установки нового
"Форда" DFV и приглашения в команду чемпиона мира Денни Хьюма дела
пошли на поправку. Макларен принёс команде первую победу, а Хьюм -
третье место в общем зачёте.
Следующий сезон также сложился весьма удачно: на сей раз третьим в
итоге стал Макларен, а Хьюм принёс уже четвёртую в истории команды
победу. Но в сезоне-70, казалось, что всё рухнуло. На тестах
врезался в судейскую вышку и моментально умер Брюс Макларен.
Но
упавшее знамя вновь подхватили помощники погибшего руководителя
Тедди Мейер и Тайлер Александер, которые сохранили в команде Хьюма,
а вскоре и вовсе сделали те шаги, которые позволили "Макларену"
стать неоспоримым лидером Формулы-1. В 1974-ом году команда
подписала контракт с "Мальборо", что позволило пригласить
разочаровавшегося в "Лотусе" Эмерсона Фиттипальди. Блистательное
шасси в исполнении Гордона Коппака позволило бразильцу в том же
году выиграть чемпионский титул.
А ещё
через год, когда Эмерсон предпочёл создать с братом собственную
команду, Мейер сделал ставку на Джеймса Ханта. И пусть во многом
благодаря страшной аварии Лауды в Нюрбургринге, но всё же вполне
заслуженно Хант стал чемпионом мира.
А вот
дальше до начала 80-ых годов успехи сменились неудачами.
Конструкторы "Макларена" долго не могли овладеть всеми
премудростями граунд-эффекта, из-за чего команда постепенно начала
скатываться в середину пелетона.
Спас
положение Рон Деннис, чья команда Project Four объединилась с "Маклареном".
Рон моментально пригласил создать кардинально новый болид Джона
Барнарда и уговорил вернуться в гонки Ники Лауду. Последним
штрихом перед возвращением на вершину стало подписание контракта с
"Порше" на поставку турбомоторов. В 1984-85-ом годах "Макларену"
не было равных в Формуле-1. Сначала победу одержал Лауда, всего на
пол очка (!) опередивший пришедшего в этом же сезоне из "Рено"
Алана Проста. А в следующем году безоговорочную победу праздновал
уже сам Прост.
Но
триумф не бывает долгим. В сезоне-86 "Уильямсы" с мощнейшей
"Хондой" были объективно быстрее "Макларенов" с уже не
выдерживавшим темпа "Порше". И всё же, благодаря хитроумной
тактике на последнем этапе Прост вновь стал чемпионом. Для того,
чтобы продолжать борьбу за чемпионство, Деннису была нужна
"Хонда", ради которой он взял в команду давно сотрудничавшего с
японцами Айртона Сенну. Впрочем, любой менеджер мечтал бы
заполучить себе в команду такую "нагрузку" к мотору!
Сезон-88 стал не просто очередным триумфом "красно-белых". Это был
нокдаун для всех остальных команд. Подумать только! 15 побед в
16-ти гонках! Идеальный результат! Лишь немного хуже получился
следующий год, в ходе которого пилоты "Макларена" десять раз
становились на верхнюю ступеньку подиума. Победы в чемпионате
гонщики распределили поровну: в 88-ом году благодаря невероятному
пилотажу в Японии верх взял Сенна, а годом позже в той же Японии
Прост осознанно пошёл на столкновение, принёсшее ему третий титул.
А
после этого француз ушёл в "Феррари", что означало конец самой
великой пары пилотов в истории Формулы-1. Но несмотря на это, в
следующих двух сезонах чемпионом вновь стал Сенна. Для начала он
вернул должок Просту, столкнувшись с ним, конечно же, в Японии,
что лишило Алана даже теоретических шансов на четвёртый титул. А в
сезоне-91 Айртон в довольно тяжёлой борьбе всё-таки вырвал титул у
быстро прогрессирующего Мэнселла и его "Уильямса".
Но
вечным превосходство "Макларена" быть не могло, и действительно не
стало. На старте 1992-ого года Мэнселл пять раз подряд занял
первое место, после чего вопрос о чемпионе можно было считать
закрытым. Несмотря на это, Сенне и Бергеру удалось принести "Макларену"
ещё пять побед. А вот "Хонда" не пожелала терпеть поражения и ушла
в конце года.
Её
примеру чуть не последовал Сенна, сначала чуть не перешедший в
CART, а затем в "Уильямс". Но там уже был Прост, а бразильцу не
хотелось вновь находиться в одной команде с бразильцем. В итоге,
весь год Айртон подписывал с "Маклареном" контракты на одну гонку.
В общем, хоть на один сезон Рону Деннису удалось сохранить Сенну
для "Макларена".
Его
партнёром стал чемпион CART Майкл Андретти, но он не добился
ровным счётом никаких успехов, уступив в последних гонках место в
кокпите молодому Мике Хаккинену. Именно финн немного подхлестнул
Сенну, одержавшего несколько побед именно в последних гонках. Ну а
по итогам чемпионата бразилец вновь стал вторым, пропустив вперёд
только Проста.
Тут
Деннису стало понятно: Айртона не удержать от перехода "Уильямс".
Тем более, что главного конкурента покинул Прост, и больше никаких
препятствий для перехода не было. И из-за потери Сенны, и из-за
смены мотора "Форд" на "Пежо", и из-за не слишком удачного шасси в
1994-ом году "Макларен" резко сдал позиции. Впервые за 13 лет на
счету команды не оказалось ни одной победы!
Мало
что изменил и следующий сезон с мотором "Мерседес". То же
четвёртое место в чемпионате при отсутствии побед. Да и 1996-ой
год несмотря на продолжение сотрудничества с "Мерседесом" и
заключение контракта с Култхардом поводов для радости не принёс.
Но Рон Деннис знал, что делать.
В
середине 97-ого года из "Уильямса" в "Макларен" пришёл Эдриан Ньюи,
который должен был обновить шасси для возвращения команды в группу
лидеров. С каждым годом прогрессировал "Мерседес", к сезону-97
наконец-то подготовивший не уступавший "Рено" по скорости мотор.
Вот только надёжность немецкого мотора оставляла желать лучшего:
несколько раз он ломался в тот момент, когда Култхард и Хаккинен
лидировали в гонках. И всё же, три раза "Серебряные стрелы"
становились лучшими.
Кстати, о "стрелах". Именно начиная с этого года сменилась окраска
"Макларена". Связано это было с тем, что после 21-ого года
сотрудничества полностью переключилось на "Феррари" "Мальборо".
Новым главным спонсором стала компания "Вест". В принципе, окраску
можно было бы оставить прежней, но ради ознаменования смены эпох
её сменили на серебряную - такую же, какая была в 50-ых годах у
"Мерседеса".
И в
98-ом году англичане смогли доказать, что с окраской им передались
и победные традиции: "Макларен" отпраздновав победу и в чемпионате
пилотов, и в кубке конструкторов. Как уже стало привычным для "Макларена",
победа пришла в Японии. Там же год спустя Хаккинен завоевал свой
второй титул, вновь оставив с носом "Феррари". Но уже в следующем
году "Феррари" смогла отнять у "Макларена" преимущество в
скорости, а с ним и титул, завоёванный Михаэлем Шумахером.
Ещё
хуже дела обстояли в следующем сезоне. Создавалось впечатление,
что после серии неудач и рождения сына потерял интерес к
происходящему Хаккинен, лишь несколько раз выстреливавший в
гонках. Култхард выглядел лучше, но и он мог соперничать с
Михаэлем только в первой части сезона. В чём было дело -
непонятно. Та же пара пилотов, те же моторы "Мерседес", тот же
конструктор Ньюи.
Несмотря на очевидный регресс, Рон Деннис решил не приводить в
жизнь кардинальные меры: лишь в "отпуск по уходу за ребёнком"
отправился Хаккинен, которого заменил другой, но не менее
талантливый финн Райкконен. Усилен был и конструкторский штаб - из
"Эрроуза" на помощь Ньюи пришёл Майк Куглан, а из "Феррари"
специалист по трансмиссии Джон Саттон.
Несмотря на это, "Макларен" вновь не смог побороться с "Феррари"
и, более того, отступил на третью позицию, пропустив вперёд ещё и
"Уильямс". Впрочем, кричать о закате великой команды никто не
пытался - не такой это коллектив, чтобы отступать при первых
трудностях.
И уже
зимой 2002/2003 стало понятно, что "Макларен" вновь готов к борьбе
за чемпионат - промежуточная модель MP4/17D
ни в чём не уступала F2002 и даже
новому FW25. Подтверждение отличным
результатам пришло уже в Мельбурне, где и Райкконен, и Култхард
попали на подиум. Всё шло к победе первого, но в итоге она
досталась второму.
На
достигнутом команда останавливаться не намерена - в Малайзии
первым финишировал уже Райкконен, захвативший лидерство в общем
зачёте. А Култхард, несмотря на ранний сход, сохранил общее второе
место. К тому же, Рон Деннис распускает слухи о новом
революционном шасси и не менее прекрасном моторе, которые поступят
на вооружение на первых европейских этапах. Так что лёгкой жизни
"Феррари" ждать не придётся.
Команда "Макларен": 136 побед, 111 поул-позишн, лучшее место в
чемпионате: 1 (1974, 1984, 1985, 1988, 1989, 1990, 1991, 1998),
лучшее место пилота: 1 (Э. Фиттипальди, 1974, Д. Хант, 1976, Н.
Лауда, 1984, А. Прост, 1985-86, 1988, А. Сенна, 1989-91, М.
Хаккинен, 1998-99), в сезоне 2002 заняла 3-ье место.
|