Приобщился к гонкам Петер Заубер ещё в детстве,
когда по выходным ходил с отцом смотреть на соревнования по
скоростному подъёму на спортпрототипах. Позже он подошёл к гонкам
уже со стороны участника, самостоятельно сконструировав первую
машину, названную в честь жены Кристины "C1". Вскоре именно
Кристина запретила швейцарцу садиться за руль, после того как
Петер попал в серьёзную аварию. На некоторое время Заубер
сосредоточился на конструировании машин, после чего занялся общим
руководством основанной им команды.
В конце концов "Заубер" дорос до чемпионата
спортпрототипов группы C, которую при поддержке "Мерседеса" и
выиграл несколько лет подряд. Затем эту серию закрыли, из-за чего
Зауберу с подчинёнными пришлось переходить в Формулу-1 (именно
пришлось - сам Петер хотел остаться в спортпрототипах на всю
жизнь, и к дебюту в Формуле-1 его подтолкнул "Мерседес").
Первые тесты болида Формулы-1 C12 прошли в
конце 1992-ого года, а уже на первом этапе сезона-93 команда в
лице Ярки-Ярво Лехто набрала два очка, сразу же прописавшись в
середняках. Всего в дебютном сезоне на счету команды оказалось 12
баллов - очень даже неплохо для дебютанта.
Следующий год обещал стать ещё лучше - в
команду на смену Лехто пришёл талантливый Френцен, вновь
оказавшийся напарником Карла Вендлингера (они были знакомы ещё по
юниорской команде "Мерседес", где выступали вместе с Михаэлем
Шумахером). Наконец-то появился и серьёзный спонсор - журнал
"Брокер".
На деле всё оказалось не так благополучно -
Вендлингер чуть не погиб в Монако, после чего утратил боевые
кондиции и на прежний уровень выйти не смог. А "Брокер" денег так
и не принёс, потому что сам находился на грани банкротства.
Оправдал ожидания только Френцен, исправно финишировавший на
зачётных позициях. Благодаря немцу "Заубер" снова закончил сезон с
числом "12" в графе "очки".
Чемпионат-95 команда начала с новым мотором: на
смену "Мерседесу" пришёл не менее знаменитый "Форд", годом ранее
принесший Михаэлю Шумахеру чемпионский титул. Правда, это был
совсем другой движок. Кстати, с немцем произошла довольна странная
история: перед сезоном-93 швейцарцы объявили, что Михаэль будет
выступать за них. Михаэль это опроверг, после чего отношения
пришлось выяснять в суде. В итоге, Шумахер остался в "Бенеттоне".
Зато команде всё-таки удалось найти богатого
спонсора - им стал концерн Red Bull, к
тому же купивший контрольный пакет акций конюшни. При этом без
согласия Заубера никакие решения производитель напитков все равно
принимать не мог - по контракту у Петера в любых вопросах было
"право вета". Именно из-за этого "Заубер" не перешёл в
собственность "Тойоты", хотевшей купить какую-нибудь частную
команду для более быстрого дебюта в Формуле-1.
Но вернёмся к гонкам. В 1995-ом году пилот
команды впервые попал на подиум. Это произошло в Италии, где
Френцен оказался третьим. Мог Хайнц-Харальд записать на свой счёт
и вторую позицию - но в Австралии он, как и многие другие, сошёл.
В той гонке вообще из сильных пилотов до финиша добрался только
Хилл, опередивший ближайшего соперника на целых два круга.
Сезон-96 стал последним в команде для Френцена,
в следующем году заменившем Хилла в "Уильямсе". Возможно, к такому
шагу немца подтолкнули многочисленные поломки машины и взрывы
моторов - новый Ford V10 был очень
ненадёжным. Конечно, свои 11-ть очков команда заработала, но
перспективы Хайнц-Харальд у "Заубера" не видел.
Новый год - и новый мотор. На сей раз Заубер
решил покупать прошлогодние двигатели у "Феррари", что и делает до
сих пор. В то время, правда, малазийский спонсор команды "Петронас"
вынашивал планы создать собственный движок, но из-за
нестабильности малазийской экономики дело дальше приглашения
известного инженера Осаму Гото не пошло.
А вообще 1997-ой год вышел не слишком удачным -
никаких серьезных успехов, всё те же позиции в середине пелотона,
да и попаданий на подиум на счету команды не оказалось. В
следующем году ситуация немного поменялась благодаря приходу в
команду Жана Алези, ставшего партнёром Джонни Херберта.
После проблем в первых гонках Алези постепенно
оттеснил Херберта на второй план, вынудив того уйти в "Стюарт". И
дело было вовсе не в амбициях Жана на роль первого пилота (он
никогда им не был, так как почти всё время выступал в одной
команде с Бергером), просто результаты француза говорили сами за
себя, одно второе место на квалификации в Австрии чего стоит. Но
через год Жан также ушёл. Ушёл из-за отнюдь не выдающихся
характеристик шасси C17, а может, из-за всё того же отсутствия
перспектив.
Остался в команде его партнёр Педро-Пауло Диниц,
принесший с собой спонсорство Parmalat.
Партнёром Диница в сезоне-2000 стал Мика Сало, неплохо показавший
себя в нескольких гонках за "Феррари". И действительно, финн
зарекомендовал себя как очень быстрого гонщика, благодаря чему...
ушёл на роль первого пилота "Тойоты".
А Зауберу пришлось рисковать, приглашая на
освободившиеся места (Диниц закончил карьеру и перебрался на
руководящую должность в "Просте") молодых Хайдфельда и Райкконена.
Но риск оправдал себя - Ник и Кими сполна использовали
преимущества нового шасси и прошлогоднего чемпионского мотора
"Феррари". В итоге, "Заубер" занял четвёртую позицию в Кубке
Конструкторов, а его руководитель неплохо заработал на продаже в
"Макларен" Райкконена.
В сезоне-2002 место финна занял другой
талантливый гонщик - Филипе Масса. Бразилец также не подкачал,
обратив на себя внимание "Феррари". Правда, Масса всё-таки
проиграл Нику и по окончании сезона уступил своё место в кокпите
вернувшемуся в "Заубер" спустя шесть лет Френцену.
К 2003-ему году команда подготовила самый
дорогой в своей истории болид, в первых гонках позволявший пилотам
бороться за высокие места. Однако с каждым этапом становилось всё
яснее, что проект не слишком удачен, а проблемы с аэродинамикой
быстро не разрешить. Неудивительно, что после гран-при Бразилии
пилоты "Заубера" попали в очки только два раза: на гран-при Европы
и в США. Правда, американский этап чуть подсластил пилюлю от не
слишком удачного в целом сезона: преимущество "дождевого"
"Бриджстоуна" позволило Френцену финишировать третьим, а
Хайдфельду - пятым. Десять привезённых из Америки очков позволили
команде занять в Кубке Конструкторов шестое место, однако не стоит
обманываться столь высоким результатом: регресс "Заубера"
очевиден.
Впрочем, отнюдь не факт, что в сезоне-2004
команда отступит ещё дальше. Во-первых, её новыми пилотами станут
талантливый Физикелла и набравшийся опыта в "Феррари" Масса.
Во-вторых, из-за введения в силу правила "один мотор - один этап"
"Феррари" впервые будет поставлять команде свежие, а не
прошлогодние двигатели. В-третьих, в феврале будет введена в строй
современная аэродинамическая труба, что позволит серьёзно улучшить
аэродинамику болида. Всё это даёт надежду на то, что своё место в
середине пелотона "Заубер" никому не отдаст.
|