Как и положено, начинал своё восхождение к
Формуле-1 Джанкарло Минарди с низших классов автоспорта,
постепенно продвигаясь наверх. На подготовку к дебюту в "Больших
призах" ушло 11 лет, и за это время итальянец успел обрасти кругом
знакомых, вместе с которыми можно было совершать дебют.
И он его совершил. Чуда не произошло:
посредственный автомобиль на слабом атмосферном двигателе не мог
тягаться в скорости ни с лидерами, ни даже с середняками турнирной
таблицы. В результате, первые три сезона принесли команде всего
одно очко.
Но год четвёртый окупил эти страдания сторицей.
Пусть и благодаря запрету турбодвигателей, но "Минарди"
удалось-таки пробиться поближе к очковой зоне и несколько раз
попасть в неё.
Восхождение имело продолжение только через год,
хотя в 1990-ом году итальянские машины вполне могли бы
претендовать на очки. Об этом говорит хотя бы то, что в на
гран-при США Пьерлуиджи Мартини завоевал второе место на старте.
Но гонка вновь окончилась безрезультатно.
Зато в сезоне-1991, ставшем одним из самых
успешных за всю историю "Минарди", гонщикам команды Мартини и
Морено по разу удалось финишировать четвёртыми, что принесло
седьмое место в Кубке Конструкторов. Помогла итальянцам в этом и
"Феррари", предоставившая "Минарди" свой (правда, прошлогодний)
мотор. За это, впрочем, команде пришлось расплачиваться тем, что
она стала испытательным полигоном для получения данных "Феррари".
А после того, как движок "Феррари" был заменён
на "Ламборджини", дела команды пошли заметно хуже: в 1992-ом году
на счету "Минарди" оказалось только одно очко.
Впрочем, в следующем сезоне неприятная единица
сменилась счастливой семёркой. А это означало, что в этот год
команда завоевала больше всего очков, чем в какой-либо другой. И
такому успеху есть объяснение: из "Феррари" в "Минарди" перебрался
Густав Брюннер, в настоящее время создающий болиды "Тойоты". В
маленькой "Скудерии" австриец получил относительную свободу
действий, и в шасси M193 были воплощены
многие идеи, не принятые инженерами "Феррари".
Больше удачных лет в истории команды не было. И
если сезон-1994 ещё можно назвать неплохим (5 завоёванных очков),
то уже в следующем году на счету "Минарди" оказалось всего одно
очко, завоёванное Педро Лами.
А дальше - как отрезало. На протяжении трёх лет
команде не удалось завоевать ни одного очка. Может быть, дело было
в не слишком удачных шасси, а может, пилотам не позволял бороться
за очки старый "Форд". А вот пилотов, среди которых побывали
Физикелла и Трулли, в неудачах винить было нельзя.
Удивительно, но несмотря на неудачи на трассах,
со спонсорами проблем довольно долго не возникало. И как ни
странно, финансовые трудности подстерегли команду после союза с
по-настоящему крупным партнёром - испанской телекоммуникационной
сетью "Телефоника".
Некоторое время даже поговаривали о покупке
команды и её переезде в Испанию, но дальше дебюта двух испанских
пилотов в Формуле-1 дело не пошло. А в 2001-ом году, после ухода "Телефоники",
команда оказалась на грани финансового краха.
Положение спас австралиец Пол Стоддарт. Он
давно вынашивал планы по руководству командой Формулы-1, но всякий
раз они срывались. Пол мог купить "Тиррел", но его опередил Крейг
Поллок, а руководство юниорской командой "Эрроуза" в Формуле-3000
явно не удовлетворяло амбиции Стоддарта. И вот, зимой 2001-ого
года австралиец осуществил свою мечту.
Команду пришлось собирать в авральном порядке.
И если Фернандо Алонсо ожидания Пола оправдал, то ставка на
Маркеша явно была ошибочной. Замена ему была найдена как нельзя
лучшая: малазиец Алекс Йонг принёс с собой многочисленных
спонсоров, снявших финансовое бремя со Стоддарта.
К тому же, новому хозяину удалось заручиться
поддержкой компании "АзиаТек", чей мотор наконец-то сменил старый
"Форд" образца 97-ого (!) года. Да и расходы команды смена движка
сократила. Всё это дало результаты уже на первом этапе
сезона-2002, когда Марк Уэббер финишировал на почётном пятом
месте, впервые за долгое время принеся "Минарди" очки.
И тем удивительнее стало то, что только что
восставшая из пепла команда рискует вновь уйти на дно. Совсем
недавно Стоддарт заявил, что "Минарди" находится на грани краха и
её спасут только "телевизионные" деньги. Доходы за телевизионные
трансляции должны были достаться "Просту", а после кончины
последнего, как предполагал Стоддарт, именно "Минарди". Но сначала
была история с таинственной покупкой части "Проста" при участии
Тома Уолкиншоу, а затем заартачились другие команды, пожелавшие
разделить деньги между собой. В итоге, конфликт волевым решением
разрешил Берни Экклстоун, постановивший выделить деньги "Минарди".
А в конце августа команда приобрела нового
спонсора - российский концерн "ГАЗПРОМ" поддержал конюшню,
находившуюся в тяжёлом положении. За это "Минарди" обязалась
продвинуть в Формулу-1 Сергея Злобина, пока исполняющего
обязанности тест-пилота команды.
На "газовые" деньги Стоддарт купил для команды
новейшие моторы "Форд", которые будут использоваться в
сезоне-2003. Полностью обновился пилотский состав команды: Уэббер
был перекуплен "Ягуаром" за скидку при оплате двигателей, а
уровень Йонга не устроил саму команду.
Новыми гонщиками стали Ферстаппен и Уилсон,
приведшие с собой столь необходимых спонсоров. Впрочем, даже
несмотря на это, новая машина появилась только в середине февраля
и так толком и не прошла проверку перед первым этапом. К тому же,
возникли проблемы с резиной - "Минарди" решила перебраться в
лагерь "Бриджстоуна", однако контракт с японцами был подписан
только в февраля, а до этого пришлось использовать резину
Avon, которая вообще-то предназначена
для Формулы-3000.
Но несмотря на все эти трудности, "Минарди" в
очередной раз выйдет на старт. И это само по себе достойно
уважения.
|